3_ад_1

    История Ейска

     

     

    Историческая справка по городу Ейску.

     

    Ейск основан по Указу императора Николая I от 5 марта 1848 года как портовый город у основания Ейской косы. В Указе были сформулированы основные цели создания нового города и порта: «Желая преподать жителям Ставропольской губернии и войска Черноморского новые средства к успешному и выгодному сбыту за границу произведений их сельского хозяйства и тем самым способствовать развитию всех отраслей промышленности в этом крае…».

     

    Инициатива открытия города-порта, которым длительное время и оставался город Ейск, принадлежала войсковому атаману Черноморского казачьего войска Григорию Рашпилю и наместнику Кавказа фельдмаршалу Светлейшему Князю Михаилу Семеновичу Воронцову.

     

    Официальное открытие города состоялось в августе 1848 года на месте укрепления Ханский городок, построенного в 1777-1779 годах по приказу фельдмаршала П.А.Румянцева для крымского хана Шахин-Гирея. Новый город был заселен переселенцами из Курской, Ставропольской, Воронежской и Полтавской губерний.

     

    Уже в 1849 году был утвержден первый Генеральный план застройки города, начал функционировать и Ейский порт. Уже к середине 1870-х годов грузооборот порта вырос до 5 млн. золотых рублей, а к началу ХХ века ежегодно через Ейский порт вывозилось более 4 млн. т. различных грузов, преимущественно пшеницы. К этому времени Ейск становится крупным центром хлебной торговли на юге России. В городе открывается 5 банков, расширяется построенный в 1852-1854 годах Гостиный двор. 

     

     

     

    К началу ХХ века Ейск превращается в крупный центр международной торговли и становится культурным центром Юга России. В 1904 году по инициативе городских властей проводится реконструкция порта, а в 1911 году Акционерное общество Ейской железной дороги, созданное по инициативе городского головы Ненашева, открывает железнодорожное сообщение. С 1912 года в городе развивается курортное дело. На базе открытых на территории города запасов сероводородной воды и грязей Ханского озера возник бальнеологический курорт, существующий и в настоящее время. К 1912 году население города составило 50 тысяч человек. Город имел реальное училище, женскую Ксенинскую гимназию, женское двухклассное училище, 11 начальных училищ, 8 книжных магазинов. С 1905 года в городе существовало Общество любителей изящных искусств, устраивавшее концерты и спектакли. По имеющимся данным декорации к одному из любительских спектаклей создал К.Малевич, отдыхавший в Ейске у своих друзей. В начале ХХ века в городе издавались газеты: «Ейский телеграф», «Ейский листок», «Ейский вестник», «Приазовская речь». Имелась своя электростанция, телефон. Большинство улиц города было замощено и освещено электричеством.

     

    С началом Первой мировой войны значение Ейска как международного порта падает. Через него идут преимущественно тыловые армейские перевозки.

    2 февраля 1918 года в Ейске ненадолго была установлена Советская власть. Населению Ейска в те годы пришлось отражать атаки казачьих отрядов есаула Подгорного, стремившихся захватить город. Летом 1918 года в город вошли войска Добровольческой армии под командованием генерала Покровского. А в марте 1920 года город был освобожден войсками Мценского полка 15 Инзенской дивизии.

    В 1920-30-е годы Ейск развивается как промышленный центр. В это время были построены заводы «Молот» (ныне «Полиграфмаш»), «Сельхоззапчасть» (ныне Станкостроительный завод) и другие. Продолжает свое развитие и ейский курорт, ставший курортом Всероссийского значения.

     

    С начала 1930-х годов в Ейск перебазируется военно-морское училище летчиков (ныне филиал Военно Воздушной Академии имени Гагарина), которое воспитало более 300 героев Советского Союза и России. В их числе первые Герои Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Доронин, летчики-космонавты Беляев, Шонин, Джанибеков, Падалка, Онуфриенко, герой Республики Куба Т.Мендес, нынешний Главком ВВС Михайлов и многие другие.

     

    В 1939 году Ейск становится городом краевого подчинения в составе Краснодарского края и административным центром Ейского района. 

    Во время Великой Отечественной войны более 15 тысяч ейчан сражаются на всех фронтах, защищая независимость нашей Родины. 

     

     

     

    В 1942 году в Ейском порту базируется Азовская военная флотилия, под командованием адмирала С.Горшкова. В августе 1942 г. в районе пос. Широчанка моряками 144-го отдельного батальона морской пехоты под командованием А.И.Вострикова и ейским истребительным батальоном было задержано продвижение противника к Ейску, что по-зволило отвести силы Азовской флотилии к Темрюку.

    С августа 1942 года по февраль 1943 года город пережил страшные месяцы вражеской оккупации. За эти полгода от рук гитлеровцев пострадало более тысячи человек, в числе которых были 214 детей из детского дома, замучены фашистами. Материальный ущерб, нанесенный городу, оценивается в 100 миллионов рублей.

     

     

    В послевоенные годы Ейск благоустраивался, развивалась его экономическая база, появлялись новые жилые районы. Построен водовод, обеспечивающий город питевой водой, отстраивается санаторий «Ейск».

     

     

    2. Достопримечательности города.

    Ейск внесен в список исторических населенных мест России. 

    Город богат историко-архитектурными памятниками. На государственном учете состоит 22 объекта. Из них памятников истории 9, архитектуры – 13. Наиболее интересными из них являются: комплекс Гостиного двора, состоящий из 42-х объектов, жилые дома купцов Лопаты, Тохова, Агабабова, Луценко, Варварова и других. Большой интерес представляют здания: бывшей Ксенинской гимназии (ныне школа №2), Городской управы (ныне колледж «Ейский»), пожарной части (ныне Инвестиционный банк), Купеческого собрания (ныне гарнизонный дом офицеров), отель «Бристоль» (ныне Детская художественная школа), торговый дом Струцкого (ныне районный узел связи) и многие другие.

     

    Характерной для современного Ейска является сохранившаяся фоновая застройка конца XIX – начала ХХ в.в., придающая ему неповторимый облик старого южнороссийского города. 

    Большой интерес представляют военно-исторические памятники. Среди них бюст Дважды Героя Советского Союза Т.Т.Хрюкина работы Е.Вучетича, установленные на постаменты бронекатер «Ейский патриот», построенный на деньги ейчан в 1943 году и танк «Ейский колхозник», построенный на деньги жителей Ейского района. На площади Революции существует Мемориальный комплекс с Вечным огнем.

     

    Для города Ейска Министерством культуры и институтом «Спецпроектреставрация» разработан проект историко-опорного плана города, первый для городов Краснодарского края.

    Уникальным является мемориальный музей Ивана Максимовича Поддубного, собравший тысячи материалов и документов о выдающемся борце. 

     

     

    3. Культура и искусство.

    Ейск славен своими культурными традициями. Клубная сеть насчитывает 5 учреждений. Среди них ведущую роль играет Городской дворец культуры. В его 51 коллективе занимаются более 2,5 тысяч человек. 

     

    Ейский историко-краеведческий музей имени В.В. Самсонова, основанный в 1920 году – один из старейших музеев Кубани. Он хранит более 50 тысяч экспонатов по природе, археологии и истории Северо-Восточного Приазовья. Более 1,5 тысяч единиц насчитывает коллекция живописи и графики, основу которой составил дар коллекционера-ейчанина И.Арзамасцева. ежегодно музей посещают около 100 тысяч человек. Филиалами музея являются мемориальный музей И.М.Поддубного и мемориальный комплекс «Защитникам Ейска».

     

    Ейская детская школа искусств является одной из самых больших в крае. В ней на трех отделениях занимается более 1300 одаренных детей.

    Централизованная библиотечная система включает в себя 7 библиотек. В книжном фонде имеет более 400 тысяч книг.

     

    Одним из самых больших в крае является парк культуры и отдыха имени Поддубного. На 33 гектарах парковой территории расположено более 30 аттракционов. Парк является любимым местом отдыха ейчан и гостей города.

    Добавление Жилья

    ФИО *
    Телефон *
    E-mail *
    Тип размещения






    Адрес
    Описание жилья,
    инфраструктура, доп. услуги
    *